Jean-Michel Blais — aubades (2022)
Страна: Канада
Жанр: Neoclassical, Minimalism, Instrumental, Piano, Strings, Woodwinds
Лейбл: Universal Music operations
Пианист и композитор Жан-Мишель Бле начал серьезно заниматься музыкой в консерватории Труа-Ривьер в Квебеке. Однако в академической среде ему не хватало свободы, поэтому он на несколько лет оставил музыкальную карьеру и отправился путешествовать по миру. Артист участвовал в социальных проектах и преподавал, но при этом не потерял интереса к музыке. Обосновавшись в Монреале, Бле пару лет посвятил работе над дебютным альбомом «II» (2016), куда вошли импровизационные пьесы. Журнал Time назвал релиз лучшим альбомом года.
У третьего сольного альбома «aubades» (что можно перевести как «рассветные серенады») другая предыстория. «Период локдауна совпал для меня с разводом. После двух с половиной лет в гастрольных поездках я оказался один дома», — рассказал Бле Apple Music. Он начал бегать по утрам, изучать русский и основы оркестровой аранжировки. В итоге появилось то, что композитор называет «сборником эссе». «Все эти композиции рождают образы света, весны и силы, — говорит он. — Это нечто вроде терапии, которую я сам себе придумал, чтобы не погружаться в одиночество». Далее автор рассказывает о каждом сочинении альбома.
murmures
«Это старая пьеса, очень минималистичная, немного напоминающая Филипа Гласса. Она ассоциируется с пробуждением, началом дня и напоминает о переменах. Настало утро, но это уже другое утро, не такое, как вчера. Произведение постепенно разворачивается по мере того, как инструменты как бы приветствуют слушателя. Мы поставили микрофоны перед каждым музыкантом, чтобы можно было четко разобрать их партии и даже дыхание. Потому что за инструментом стоит человек. Например, когда звучит флейта — это не просто флейта, а игра Мириам. В „murmures” я пытаюсь показать каждую личность, которая участвует в ансамбле».
passepied
«Очевидная отсылка к „Паспье” Дебюсси. Мне очень нравится, как он возрождает к жизни старинную барочную музыку. Отчасти именно этим мы, неоклассики, и занимаемся: берем идеи предшественников и перерабатываем их в более современном стиле. В данном случае я решил рискнуть — в начале пьесы нет фортепианной партии. Слушатель удивится: „А где же Жан-Мишель?” Теперь Жан-Мишель не только импровизирует за роялем, но и пишет для других инструментов».
nina
«Мы с друзьями гостили в загородном доме, и там была маленькая девочка Нина. Я мог играть на пианино, но только негромко, и это вдохновило меня создать тихую, нежную композицию. Эта серенада — не просто музыка, которую приятно слушать на заре, она олицетворяет рассвет человеческой жизни. Название пьесы, написанное со строчной буквы, как и остальные заголовки в альбоме, подчеркивает, что мы все равны. Гобой так же значим, как контрабас. Для меня это проявление мягкости при отсутствии жестких правил».
flâneur
«Пьеса с нехарактерным для меня поп- и немного джазовым звучанием, своего рода привет Chilly Gonzales. В отличие от „passepied”, вероятно, самого классического произведения в альбоме, эта композиция более легкая, беспечная, почти чувственная. Ее герой — фланер, каким бы его описал Бодлер. Человек бродит по улице родного города во время пандемии и делает много удивительных открытий».
ouessant
«Во время недавнего тура мне выпала возможность побывать в гостях у Яна Тьерсена. Он живет на острове Уэсан — самой западной точке Франции. Меня поразила красота местной природы, величественные скалы, о которые разбиваются многометровые волны. На фоне такой мощи человек кажется беспомощным. В этом произведении есть намеки на музыкальную тему сериала „Офис“, который я смотрел в то время. А еще в нем отразились фантазии на тему природы Уэсана, моя любовь к Андам и верность собственным корням — традиционной музыке Квебека, ставшей частью моей натуры».
if you build it, they will come
«Здесь двойная отсылка. Во-первых, к фильму „Поле чудес“ с Кевином Костнером. Во-вторых, к ответу, который, по легенде, Бог дал Ною, когда тот спросил, как же собрать всех животных в ковчег: „Построй его, и они придут“. Я это понимаю так: не надо ждать, надо браться за дело и строить свой ковчег. В моем случае — создавать альбом. Я написал пьесы, они заинтересовали музыкантов, все части сложились в единое целое. Такая философия стоит за этим проектом».
amour
«Это вальс — танец, открывающий бал или свадебное торжество. Фортепиано „танцует“ сначала со струнными, далее к ним присоединяются деревянные духовые инструменты, а затем и медные. Хочется всех вовлечь в непрерывное кружение. Думаю, нет более очевидного проявления любви, чем такое принятие».
yanni
«Когда я был маленьким, у нас дома был CD-диск с записями Yanni. Благодаря ему я открыл для себя оркестровую музыку. Он часто использует размер 7/8, и я применил его в этой композиции как дань уважения Yanni. В ней есть немного китча, она очень величественная, словно египетские пирамиды, но в то же время тонкая и хрупкая».
absinthe
«Рассветная серенада не всегда связана с началом дня. Она может звучать и вечером, который затянулся и продлился до восхода солнца. Тут я позаимствовал немного у Феликса Мендельсона, Joe Hisaishi и даже у Шопена. А живость, мелодичность, ритм — от Barbara. В общем, неописуемое сочетание».
carrousel
«Это размышления об Эрике Сати, предшественнике неоклассической музыки, которую мы слушаем по сей день. Как и „absinthe“, композиция создает атмосферу, переносящую нас в Париж начала ХХ века. Если в первом треке все инструменты собраны вместе, то к концу альбома музыканты постепенно уходят один за другим. Здесь остаются только фортепиано и струнные. Они взаимодействуют, создавая мелодию, которая движется к мощной кульминации в си-мажоре. В ней есть одновременно наивность, простота и красота».
doux
«Произведение отсылает к изначальному переломному моменту и больше всего напоминает прежнего Жана-Мишеля, одинокого меланхолика за фортепиано. Деревянные духовые инструменты еще присутствуют, но эфемерно. Ты размышляешь и приходишь к выводу, что весь этот маскарад — счастье, радость, весна — прекрасен, но скрывает под собой тайную печаль. В глубине души осталась небольшая рана, и иногда на глаза наворачиваются слезы. И даже на это можно посмотреть с оптимизмом, если ты готов обратить грусть во что-то позитивное».